Версия для слабовидящих

12+

logo
Госуслуги
unnamed
Рубрики
Дни записей
Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Песенные традиции украинских переселенцев

ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ УКРАИНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ  ПОЛТАВСКОЙ ГУБЕРНИИ, 

ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

ukrainskie-pereselency-v-xakasiiОсновное заселение территории Республики Хакасия славянскими народами произошло в начале ХХ века по программе Столыпинской аграрной реформы. Большие массы крестьян из Белоруссии, Украины, Центральных областей России ехали на вольные земли целыми деревнями со своими традициями, обрядами , песнями, народными промыслами, где заселялись в уже существующие поселения или образовывали новые, на приглянувшихся местах, полностью сохраняя свой жизненный уклад и культуру.

Украинские переселенцы из Полтавской губернии, благодаря более оседлому и компактному проживанию, наиболее полно сохранили образцы фольклорного  наследия. Особенно это хорошо прослеживается на примере жителей Алтайского района села Кирово (до 1936 года д. Ново-Вознесенская ), переселенцев из Полтавской губернии, заселивших эти места в 1908 году.  Проживая в Хакасии они сумели сохранить своё песенное творчество, передавая из уст в уста, из поколения к поколению.

Новый общественный строй в России, сложившийся к началу 90-х годов ХХ века, причинил большой вред  национальной культуре. Рынок отторг основную массу людей от творчества. Психология народа-творца стала заменяться психологией потребителя. Народ стал реже петь свои народные песни, отмечать свои народные праздники.  Они стали забываться и уходить в прошлое вместе с поколением людей, которые были их носителями, хранителями, творцами  и  пропагандистами. Хотя в последнее время наблюдается и некоторое повышение интереса к культурному наследию своего народа. В республике появляются новые детские фольклорные коллективы, увеличивается число участников в них, проводятся фольклорные фестивали «Старина земли родной», «Казачий круг» и другие.

В настоящее время в практике работы фольклорных коллективов республики сохраняется преемственность передачи певческого искусства от старшего поколения к младшему. Если посмотреть на носителей и хранителей песенной культуры села Кирово (с. Ново-Вознесенское до 1936 г) Алтайского района, новопоселенцев из Полтавской губернии, то это исполнители украинской песни уже в третьем поколении 30-х годов рождения.

pesnya-v-ogorode-verba-ryasnaВ целях сохранения преемственности певческой традиции и популяризации песенного творчества славянских народов, бытующих в Хакасии, в 2013 году издан сборник песен «В огороде верба рясна» (56 стр.). Презентация сборника  прошла на республиканском радио и телевидении и, с тех пор он пользуется широкой популярностью среди участников фольклорных ансамблей и руководителей народных хоров республики.

Украинским песням свойственна большая музыкальность, мелодичность, вокализация гласных. В украинских песнях нередко используется синкопированный ритм, преобладание мажора над минором. Многоголосье отличается ритмической, ладовой переменностью, обусловленное импровизационным характером движения голосов. Основную мелодию украинской народной песни ведёт второй (нижний) голос, с которого начинается и запев, а в трёхголосном изложении — средний голос. Гармонически голоса строятся на двухголосной терцовой основе, а в окончаниях часто используется верхнее октавное удвоение второго голоса (мелодии) с помощью высокого подголоска. Техника исполнения такая же как и в русских песнях. Певцы используют подъёмы к звуку, сбросы от звука вниз, словообрывы, цепное дыхание, огласовки, когда распеваются не только гласные, но и согласные звуки.

ПРЕДМЕТ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЪЕКТОМ НКН — ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ УКРАИНСКИЙ КОСТЮМ

ukrainskij-nacionalnyj-kostyumЭлементы украинского женского костюма — белая рубаха с двухцветным (красный, обшитый чёрным) растительным орнаментом, вышитым крестом. Ворот и низ рукавов у запястья собраны в сборки и обработаны руликом. Девичий головной убор — венок из искусственных или живых цветов с лентами. Коса женщины тоже украшалась лентами.

Сведения об объекте подготовил  исследователь, популяризатор, специалист по русскому фольклору отдела народного творчества ГАУ РХ  «Центр культуры и народного творчества  им. С. П. Кадышева» Владимир Дьяченко (1949 г.д.), заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Хостинг
Вконтакте

На фэйсбуке
Посещения
Посещения
Яндекс.Метрика
Сделаю блог !
sayttar
Ошибки ?
Система Orphus